пятница, 17 мая 2013 г.

Основы композиции в дизайне.

Здравствуйте, Уважаемые читатели.

Мы подготовили для вас статью об основах композиции в дизайне. Так как специализированной литературы по скрапбукингу в России почти нет, мы изучили большое количество разных источников и нашли несколько наиболее подходящих для нашего направления статей по композиции (источник), немного отредактировали информацию, убрали все лишнее, объединили в один пост и дополнили своими примерами - работами девочек из нашей дизайн-команды.

Мы надеемся, что многим нашим читателям эта информация будет полезна!

Что такое композиция?

В любом виде искусства ключевую роль играет правильное расположение элементов произведения, позволяющее наиболее точно передать идею этого произведения. То есть выделить ключевые сюжетные линии, передать необходимое настроение и соблюсти при этом гармонию. Композиция (от латинского compositio) и является соединением (сочетанием) этих элементов в единое целое.

Геометрический и композиционный центр.

Мы строим композицию на плоскости. Будь то фотография, лист бумаги или монитор компьютера. Если через эту плоскость провести две диагональные линии, точка их пересечения укажет на геометрический центр нашей будущей композиции. Любой предмет, вписанный в этот центр, будет чувствовать себя вполне уверенно.






(совпадение геометрического и композиционного центров)

Композиционный центр служит для фокусировки внимания зрителя на деталях композиции. В фотографии, живописи и рисунке, как правило, выделяются сюжетно-композиционные центры. То есть, в композиционном центре находится основной сюжет произведения.

Композиционный центр и геометрический центр композиции могут не совпадать.
Композиционных центров в композиции может быть несколько, в то время, как геометрический центр один.

Композиционный центр может быть выделен:
- контрастом света и тени
- контрастом цвета
- размером
- формой


(Контраст цвета)

Основные понятия и правила композиции.

Диагональные линии в композиции:



График на рисунке слева означает рост. График на рисунке справа означает падение. Так уж сложилось. И, соответственно, в композиции диагональная линия, проведенная от левого нижнего угла к правому верхнему воспринимается лучше, чем линия, проведенная от левого верхнего угла к правому нижнему.



(диагональ)

(диагональ)

Замкнутая и открытая композиция:

В замкнутой композиции основные направления линий стремятся к центру. Такая композиция подойдет для передачи чего-то устойчивого, неподвижного.
Элементы в ней не стремятся за рамки плоскости, а как бы замыкаются в центре композиции. А взгляд с любой точки композиции стремиться к этому центру. Для ее достижения можно использовать компактное расположение элементов в центре композиции, обрамление. Расположение элементов таким образом, чтобы все они указывали на центр композиции.

Открытая композиция, в которой направления линий исходят от центра, дает нам возможность продолжить мысленно картину и увести ее за рамки плоскости. Она подходит для передачи открытого пространства, движения.


(замкнутая)
(замкнутая)
(открытая)
(открытая) 

Правило золотого сечения:

Гармония - это слаженность. Единое целое, в котором все элементы дополняют друг друга. Некий единый механизм.
Нет ничего более гармоничного, чем сама природа. Поэтому и понимание гармонии приходит к нам от нее. А в природе огромное количество зрительных образов подчиняется двум правилам: симметрии и правилу золотого сечения.

Что такое симметрия понятно. А что такое золотое сечение?

Золотое сечение можно получить, если разделить отрезок на две неравные части таким образом, чтобы отношение всего отрезка к большей части равнялось отношению большей части отрезка к меньшей. Это выглядит так:


Части этого отрезка примерно равны 5/8 и 3/8 от всего отрезка. То есть, по правилу золотого сечения зрительные центры в изображении будут располагаться так:



Правило трех третей:



В этом рисунке не соблюдено правило золотого сечения, но создается ощущение гармонии. Если разделить плоскость, на которой находятся наши геометрические фигуры на девять равных частей, мы увидим, что элементы расположены на точках пересечения разделяющих линий, а горизонтальная полоса совпадает с нижней разделительной линией. В этом случае действует правило трех третей. Это упрощенный вариант правила золотого сечения.



(правило трех третей)
(правило трех третей)
(правило золотого сечения)
(правило трех третей)

Динамика и статика в изображении, движение, ритм.

Динамичная композиция - композиция, при которой создается впечатление движения и внутренней динамики.

Статичная композиция (статика в композиции) - создает впечатление неподвижности.




Изображение слева выглядит статичным. На картинке справа создается иллюзия движения. Почему? Потому что мы прекрасно знаем из своего опыта, что будет с круглым предметом, если наклонить поверхность, на которой он находится. И воспринимаем этот предмет даже на картинке движущимся.

Таким образом, для передачи движения в композиции можно использовать диагональные линии.


(динамика)

(динамика)

(статика)
(статика)


Так же можно передать движение, оставив свободное пространство перед движущимся объектом, чтобы наше воображение могло продолжить это движение.


Статика в композиции достигается отсутствием диагональных линий, свободного места перед объектом и наличием вертикальных линий.

(птичка летит)
(девочка идет)

Ритм - один из ключевых моментов в искусстве. Он может сделать композицию спокойной или нервной, агрессивной или умиротворяющей. Ритм обусловлен повторением.

Ритм в изобразительном искусстве может создаваться повторением цвета, объектов, пятен света и тени.







Симметрия и асимметрия в композиции, достижение равновесия.

Симметрия:

В природе большое количество зрительных образов подчиняется закону симметрии. Именно поэтому симметрия легко воспринимается нами и в композиции. В изобразительном искусстве симметрия достигается таким расположением объектов, что одна часть композиции, как будто являются зеркальным отражением другой. Ось симметрии проходит через геометрический центр. Симметричная композиция служит для передачи покоя, устойчивости, надежности, иногда, величества. Однако создавать изображение абсолютно симметричным не стоит. Ведь в природе не бывает ничего идеального.



Симметрия - это самый простой способ добиться равновесия в композиции. Однако, не единственный.



(симметрия)

(симметрия)
(симметрия)

Асимметрия, достижение равновесия:

Чтобы понять, что такое равновесие можно представить механические весы.


В данном случае работает закон симметрии. Слева и справа на весах на одинаковом расстоянии симметрично расположены два предмета одинаковой формы и размера. Они создают равновесие.

(симметрия)
(симметрия) 

Асимметрия нарушит это равновесие. И если один из объектов будет больше, то он по-просту перевесит меньший.


Однако возможно уравновесить эти объекты, добавив в композицию что-нибудь, в качестве противовеса. Асимметрия при этом сохранится:


Так же добиться равновесия при асимметрии можно будет, перевесив больший предмет ближе к центру:


Достижение равновесия является одним из самых значимых этапов при построении ассиметричной композиции. Равновесие может достигаться противопоставлением размеров, форм пятен цвета и тени.

(асимметрия)
(асимметрия)

 
(асимметрия)

Заключение.

Правила композиции не являются обязательными для соблюдения. Даже наоборот. Некоторые правила противоречат один другому. Однако, прежде чем нарушать какое-либо правило, его надо знать и уметь им пользоваться. Помните, если Вы нарушаете правила, Вы должны четко осознавать, ДЛЯ ЧЕГО Вы это делаете.

Источник информации.

37 комментариев:

  1. Без сомнения, лучшая статья на эту тему с самыми красивыми и грамотными примерами, спасибо!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо огромное! Отличный урок по композиции!

    ОтветитьУдалить
  3. Очень все доступно и правильно рассказано) Отлично, что взялись объяснить негласные правила гармонии в работах)

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо! работы шикарные выставлены для примера

    ОтветитьУдалить
  5. Спасибо огромное за проделанную работу! Очень нужная статья и столько примеров!

    ОтветитьУдалить
  6. Большое спасибо))) Очень рада, что статья оказалась действительно нужной)))

    ОтветитьУдалить
  7. Спасибо огромное! Очень полезная статья!

    ОтветитьУдалить
  8. Очень подробно и доступно. А какие шикарные примеры! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  9. Очень полезная статья для всех! Спасибо!

    ОтветитьУдалить
  10. Спасибо большущее!)) Очень интересная и нужная статья!

    ОтветитьУдалить
  11. Спасибо большое! очень нужная статья, даже для тех кто это уже 10 раз читал)))))

    ОтветитьУдалить
  12. читать всем обязательно! особенно начинающим!!!
    спасибо большое!

    ОтветитьУдалить
  13. Девочки, и вам огромное спасибо за внимание и ваши теплые комментарии!!! Мы всегда вам очень рады!!!)))

    ОтветитьУдалить
  14. ОЧень нужная статья!!! Спасибо!!!

    ОтветитьУдалить
  15. Спасибо! Очень интересно!!!

    ОтветитьУдалить
  16. Знать принципы композиции полезно, но не обязательно зацикливаться на теории. Ведь есть еще много других вариантов размещения акцентов и передачи идеи. В творчестве понадобятся чувство гармонии, интуиция, которые приобретаются только на опыте.

    Кстати, хорошим тоном было бы указать источники позаимствованных текстов и иллюстраций ;)

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ирина, спасибо за ваше мнение!
      Правила хорошего тона соблюдены - источник текста указан, а авторы работ - члены дизайн команды.

      Удалить
    2. Также хочу добавить, что опыт - штука полезная, но бывает сталкиваешься с работами мастериц с многолетним стажем, которые так и не приобрели с опытом чувства гармонии.
      А иногда новенькая в скрапе начнет выдавать необыкновенные гармоничные работы.
      Так что одно другому не мешает.
      "Учите матчасть..." :-)
      А ссылочка на источник внизу поста указана, обратите внимание

      Удалить
    3. Ну и я, как автор поста, продублирую:
      "...дополнили своими примерами - работами девочек из нашей дизайн-команды..."
      "...Правила композиции не являются обязательными для соблюдения.
      ...
      Источник информации...."

      Удалить
  17. Замечательная статья,все собрано воедино)

    ОтветитьУдалить
  18. Татьяна, уберите, пожалуйста, хотлинки, не перегружайте мой сервер. И укажите источник так же и в начале статьи.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Хорошо, Сергей, сейчас исправим.

      Удалить
    2. Благодарю. И спасибо от Желтого Слона за интерес к статье

      Удалить
    3. Вам спасибо от всего нашего огромного женского коллектива за такой шикарный источник)))

      Удалить
    4. Пожалуйста! Пользуйтесь.

      Удалить
  19. Спасибо большое за статью! Очень интересно и полезно!

    ОтветитьУдалить
  20. Большое спасибо! отличная проделана работа!!!

    ОтветитьУдалить
  21. Огромное спасибо за ваш труд, очень полезная информация!

    ОтветитьУдалить
  22. Очень понравилась статья! Интересно, познавательно, сжато - только то, что нужно. Самой лень было копаться в инете по этому поводу. Порой свои собственные работы не нравятся именно с точки зрения композиции, а некоторые, наоборот, вроде и не сложные получаются, но в композиции вся их изюминка. Любовалась подборкой работ когда читала!

    ОтветитьУдалить
  23. Огромное спасибо автору и блогу за замечательную, полезную и доступную для понимания статью! Работы чудесные!

    ОтветитьУдалить
  24. Девочки, спасибо вам большое за интерес к нашему блогу и за теплые отзывы!!!))) Очень приятно, что работа проделана не зря)))

    ОтветитьУдалить
  25. Да, действительно. Самый лучший материал по теме. Спасибо. Буду перечитывать

    ОтветитьУдалить